Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: сименон (список заголовков)
16:26 

Бар Либерти

Бар Либерти (Liberty Bar) — роман Жоржа Сименона из серии детективов о комиссаре Мегрэ. Написан в апреле, а опубликован в июле 1932 года.

В апреле Сименон перебирается в сельскую местность и поселяется в Нижней Шатанте, небольшом поселке, расположенном неподалеку от моря в семи километрах к северу от Ла-Рошели. Бар Либерти стал первым романом написанным в этой деревушке, которая стала его базой почти на три года и место рождения нескольких десятков романов.
Именно наслаждение ярким солнцем и синим морем прекрасно передано в романе, в котором комиссара Мегрэ отправляют на Французскую Ривьеру для осторожного расследования убийства мужчины. Осторожность нужна, поскольку убитый работал на французскую разведку, а Мегрэ этот стиль расследования очень подходит, поскольку основной его метод наблюдение. Вслед за французским детективом читатели исследуют жизнь покойного и вместе с Мегрэ пытаются понять, как думал Уильям Браун.
Сименон рисует убитого как полную противоположность комиссару, единственная точка, где сходятся Мегрэ и Браун — это бар Либерти, но распутать клубок жизни непросто, и в очередной раз комиссара выручает психология, которая помогает поставить все на свои места.
Сименон все сильней чувствует необходимость сменить тему, поэтому только в двух из девяти из последующих появляется комиссар Мегрэ, остальные, по словам Сименона, относятся к сложным романам, или как их называют критики романам судьбы или психологическим романам.
Читать больше о Сименоне

@темы: детектив, мегрэ, рецензии (книги), сименон

17:23 

Маньяк из Бержерака

Маньяк из Бержерака (Le fou de Bergerac) — очередной роман Жоржа Сименона из серии детективов о комиссаре Мегрэ. В этом романе комиссара рянят выстрелом в плечо, и выздоравливающей Мегрэ помогает расследовать необычные убийства комиссару небольшого провинциального городка Бержерака.
Сименон написал в марте 1932 года во время пребывания в отеле де Франсе и в Ла-Рошели, поэтому здесь пытается передать атмосферу небольших французских городов. В этом романе Сименон изображает своего героя не только раненным, но и очень откровенно описывает ощущение, когда детектив оказывается в тупике, не найдя предполагаемого преступника.
Но несмотря на зверское убийство (игла в сердце) методы расследования Мегрэ нисколько не меняются. Комиссару нужно впитать атмосферу, тогда интуитивно он начинает понимать, кто убийца, но в этом романе ситуация осложняется, поскольку врачи комиссару настоятельно рекомендуют оставаться в покое. В этой ситуации Мегрэ выручает жена, которая впервые играет столь значительную роль в романах Сименона. Именно ей комиссар доверяет поиск информации.
Конечно же французский детектив находит убийцу и распутывает сложную интригу, завязанную на семейной драме и отягощенную шантажом.

@темы: детектив, мегрэ, рецензии (книги), сименон

15:15 

Романное переселение душ

Что самое интересное, Сименон наделил его и своим, в буквальном смысле слова, творческим методом. Однажды Сименон сказал американскому издателю Карвеллу Коллинзу, что, работая над романом, он переселяется в своих персонажей целиком, переживая все перипетии их жизни, и после пяти-шести дней работы мучительно устает, поэтому может находиться в таком состоянии переселения душ самое большее одиннадцать дней. Надо сказать, этим же качеством, умением перевоплощаться, обладал и один из ранних героев Сименона. Он еще только писал развлекательные романы, но уже возник в его воображении герой по имени Жарри, которому хотелось быть и парижанином, и рыбаком из Бретани, и крестьянином, и мелким буржуа. И, когда появился Мегрэ, Сименон оставил ему эту жажду перевоплощения в других людей. Мегрэ вживается в их жизни. Каждое происшествие, которое он расследует, для него драма. Он про себя играет каждую судьбу. Он знает и понимает человеческую натуру и умеет интерпретировать поведение своих персонажей. Люди вокруг живут, в полном смысле слова, минутой. А Мегрэ живет как бы тремя, пятью, десятью жизнями сразу, он в Канне и в Сен-Рафаэле, на бульваре Батиньоль и на улице Коленкура (Порт туманов). Эта вездесущность и возвышает Мегрэ над остальными, делает его штопальщиком, или адвокатом человеческих судеб. Мегрэ не так уж хорошо знает, например, художников, артистов, ученых, — социально они ему чужды, но его собственный артистизм и интуитивное понимание характера помогают Мегрэ вживаться и в этих малоизвестных ему людей. Так Сименон наделил Мегрэ своим даром художественного прозрения...

@темы: сименон, рецензии (книги), мегрэ, детектив

15:02 

В прошлом бывалый морской капитан и начальник порта Уистрем, Ив Жорис исчезает из своего дома. Шесть недель спустя его находят в Париже, с амнезией и черепно-мозговой травмой. Врач, который осматривает капитана отмечает, что в него недавно стреляли, а пуля попала в голову. Еще по ряду показателей полиция устанавливает, что капитан собирался в Норвегию, но зачем он хотел туда добраться и кто покушался на его жизнь остается загадкой. Такова завязка очередного романа французского автора серии о комиссаре Мегрэ — Жоржа Сименона. Роман Порт туманов (Le port des brumes) был написан в начале 1932 года.

В очередной раз комиссар Мегрэ вынужден отправиться в путешествие, чтобы раскрыть непонятное преступление. Но в среде моряков сыщик попадает в замкнутый круг молчания, поэтому ему не остается ничего другого как найти трещину в этом идеально выстроенном замке, когда никто не хочет говорить.
Захватывающий роман французского автора, буквально уносит читателя из реальности в атмосферу страха и сомнений уже в конце третьей главы. Во многом это напоминает историю из романа Желтый пес, но там подобного эффекта писатель достигает только ближе к концу романа. Интрига столь захватывающая, что Сименон не смог уложиться в традиционные одиннадцать глав.

@темы: рецензии (книги), мегрэ, детектив, сименон

17:00 

У фламандцев

Это была довольно путаная семейная история — отмечает в своих заметках комиссар Мегрэ из романа французского писателя Жоржа Сименона — У фламандцев (Chez les Flamands). Как и в большинстве романов очередное расследование проходит за пределами юрисдикции комиссара, по просьбе своих знакомых Мегрэ отправляется в небольшой городок Живе, стоящий на реке Маас, неподалеку от бельгийской границы. Сименон хорошо знает местность, поскольку бывал в этом городе во время своего путешествия по рекам Франции в 1929 году.
Как отмечают критики в своем романе Сименон приводит несколько фактов из своей биографии, которые служат ключом для романа. Как и в других своих исторических романах Сименон очень точно воспроизводит характер и детали города, в котором он бывал и, где разворачиваются события его романа. Подлинные названия улиц, площадей, лишь путает иногда нумерацию домов.

Другой точный факт из биографии писателя — описание семьи, которое в точности воспроизводит картину семьи его тети, сестры его матери. Описание семейного уклада, подсобного хозяйства и других мелочей, в точности соответствует реальности.
Поскольку Мегрэ находится за пределами своей юрисдикции, он не может проводить официальное расследование, занимается он как и обычно наблюдениями и систематизацией, но вскоре начинает ощущать напряжение и даже враждебность обусловленную классовыми и языковыми различиями. В дополнение к этому непогода разыгравшаяся в романе словно подчеркивает негативное отношение к детективу.
Сименон написал этот роман во время пребывания на вилле Les Roches Grey в Приморских Альпах во Французской Ривьере. Поэтому вероятно другой темой, даже лейтмотивом романа, а именно посещений фламандского дома, является песня Сольвейг, из пьесы норвежского драматурга Генрика Ибсена Пер Гюнт. Параллели, проведенные Сименоном между классическим произведением и семейной драмой лишь подчеркивают глубину романа.
Наконец, когда Мегрэ уже начинает подумывать о своем отъезде, развязка разворачивается как всегда неожиданно. И довольный сыщик отправляется домой, в Париж.

@темы: детективы, мегрэ, рецензии (книги), сименон

16:26 

Мегрэ – детектив из рабочего класса

Дюпен и Холмс — аристократы духа и происходят от благородных родителей, а Сименон, в отличие от Эдгара По и Конан Дойла, вовсе не склонен восхищаться духовным аристократизмом и вообще рыцарством прошлых и настоящих времен: Ах, если бы завтра или послезавтра не стало больше герцогов, то есть прохвостов, — вздыхает он в Я диктую. Не зря у него Мегрэ не верит власть предержащим и недолюбливает их. Вот Мегрэ наносит визит министру Пуану. Исчез важный документ Отчет Калама, в котором ныне покойный архитектор предупреждал, что строить детский санаторий там, где выгодно подрядчикам, нельзя — из-за подвижности грунта. Однако соображения выгоды взяли верх, подрядчиков поддержала продажная пресса, санаторий построили, а затем часть здания рухнула и погибло сто двадцать восемь детей. Теперь самое бы время разоблачить виновных, но обвинительный документ-улика исчез из кабинета Пуана. Под угрозой его честное имя, не только карьера. И вот расследование начинает Мегрэ, который испытывает крайнюю неприязнь ко всему, что связано с политикой. После общения с политическими деятелями у него всегда возникает желание побывать в кругу обыкновенных людей, которые занимаются скромными повседневными делами. Но он хочет помочь Пуану, тот министр, но честный человек, что стало редкостью в республике приятелей — так Мегрэ и Сименон называют правительственные коалиции в послевоенной Франции: все друг друга знают, рука руку моет, противники, яростно спорящие друг с другом на телеэкране, затем вместе по-приятельски обедают и договариваются об очередном телевизионном шоу (Мегрэ у министра). Тут Сименон полностью солидарен с Мегрэ, и трудно сказать, не зная заранее, кому принадлежит вывод: Неужели у всех этих министров, депутатов, важных персон, которые регулярно появляются на телеэкранах, совесть действительно чиста? Их утверждения зачастую настолько лживы или тенденциозны, что трудно поверить, будто они искренни. Ну, а если они искренни, то тогда эти люди настолько близоруки, настолько оторваны от действительности, что я даже колеблюсь, как их правильней назвать — слепыми идеалистами или идиотами? Это говорит Сименон, — однако под каждым словом тут мог подписаться и Мегрэ.

Мегрэ не любит не только политиков. Не жалует он и богачей, и титулованную знать. Они пускают пыль в глаза, и нужно научиться видеть их такими, как они есть, без позолоты, голенькими. Мегрэ знает, что за фасадами их прекрасных домов живет одна мечта: деньги (Мегрэ сердится). Эта неприязнь к богачам — исходная позиция демократа Мегрэ, и Сименон постоянно напоминает об этом противостоянии. Мэр, дворянин Грандмэзон и демократ Мегрэ при первой же встрече проникаются взаимной враждебностью. Они принадлежат к разным общественным классам, у них разный образ жизни, разные привычки. Так, Мегрэ выпивает по-дружески с рыбаками и шлюзовщиками в портовом бистро, а Грандмэзон в своем особняке в это время угощает чаем с ликером и пирожными важных господ из прокуратуры.
Но позвольте, скажет дотошный читатель, что же Дюпен сочувствовал министру, похитителю «пропавшего» письма, или Холмс — бесчестному аристократу полковнику Валентайну, укравшему чертежи Брюса-Партингтона?
Нет, в этом Мегрэ (и Сименон) не оригинальны. Есть, однако, отличие: Мегрэ не любит сильных мира сего как представитель низов. Сименон будет подчеркивать исключительный демократизм Мегрэ, подчеркивать настойчиво, даже — назойливо, может быть, не замечая, что уже делает акцент и на его консерватизме, говоря о старомодных привычках: Мегрэ спит, например, в ночной рубашке в наш век пижам; как нечто должное принимает почти рабскую услужливость мадам Мегрэ. Он — патриарх; когда он не в духе, жена говорит ему вы и называет господин Мегрэ. Мегрэ не любит перемен, он за устойчивость в нравах, быту, привычках. В нем есть некая статичность, неподатливость влияниям окружающего мира, так точно запечатленная на экране и Габеном, и Тениным. Неподвижность лица Мегрэ, подобно Пуаро, — олицетворение стабильности и порядка, но, в отличие от последнего, он разделяет предрассудки масс, не очень доверяет, например, эмигрантам — полякам, итальянцам, а также холостякам, и, возможно, именно поэтому так велика его литературная и экранная популярность во Франции. В Мегрэ живет инерция масс. В быстро меняющемся, текучем мире он — твердыня, скала, гавань, надежное прибежище. Но если, например, полицейские у Чандлера весьма низкого мнения о современной цивилизации, если они уже и не способны замечать и ценить человеческое в человеке, то Мегрэ, знакомый, как шериф Пэттон (Женщина в озере), с изнанкой жизни, сохраняет все-таки сочувствие ближнему. Для Пэттона и его помощников понятие цивилизация было бессмысленно, потому что они воспринимали ее только как падение, грязь, разврат, беспорядок и все, что внушает отвращение. По контрасту частный сыщик Филип Марлоу способен видеть другую сторону цивилизации, то, что и называется цивилизованностью человека, — порядочность, честность, умение противостоять низменным побуждениям, недаром тот же Пэттон печально говорит Марлоу: Сынок, я не вижу того, что видишь ты. А инспектор Уэббер уже и декларирует как бы от лица Чандлера: Полицейское дело... очень напоминает политику. Необходимо, чтобы им занимались только лучшие из людей, но как раз лучших-то оно ничем привлечь не может.
Успех Сименона зависел еще и от того, что он сумел приобщить к полицейскому делу одного из лучших — гуманного, умеющего видеть комиссара Мегрэ.

@темы: детективы, мегрэ, сименон

16:18 

Дело Сен-Фиакра

Дело Сен-Фиакра (L'affaire Saint Fiacre) — роман Жоржа Сименона об очередном расследовании комиссара Мегрэ. Первый роман написанный в 1932 году. На этот раз комиссар отправляется в родной городок Сен-Фиакр, поскольку полицию предупредили запиской о предстоящем преступлении.

Вернувшись в родные места словно попадает в прошлое, где царят совсем другие законы, обусловленные простой деревенской жизнью. Но и здесь преступление совершают не менее запутанное, чем в больших городах, а найти настоящего преступника пожалуй сложнее, поскольку в маленьком обществе небольшого городка все знают все друг о друге, поэтому настоящему преступнику непросто совершить запутанное убийство. Завершить дело удается лишь когда вся последовательность действий замкнется в неразрывную цепочку, которую способен увидеть только опытный комиссар.
Но здесь как и в большом городе есть нищие и богатые, завистливые и амбициозные, аристократия и нищета. Убийство совершается во время мессы в католической церкви, поэтому Мегрэ постоянно сталкивается со священником и прихожанами, за которыми внимательно наблюдает распутывая клубок расследования.
Критики отмечают, что в этом романе Сименон запечатлел свои собственные воспоминания о годах, когда он был личным секретарем богатого аристократа маркиза Раймона де Трейси.

@темы: детектив, мегрэ, рецензии (книги), сименон

16:07 

Тень на шторе

Тень на шторе (L'Ombre chinoise) — один из немногих романов, когда комиссар Мегрэ расследует преступление в пределах своей юрисдикции, непосредственно в самом Париже. Убийство было совершено на заднем дворе офиса одной из компаний, по адресу: площадь Вогезов, дом 61. Но в реальности такого дома нет, поскольку на площади расположено только 36 домов. Жорж Сименон хорошо знает это место, поскольку жил в 21 доме на этой площади.

Комиссар как уже привыкли читатели более ранних романов проводит расследования в свойственной ему манере, хотя может прибегнуть к помощи полицейских ресурсов, предпочитает наблюдать и самостоятельно распутывать этот клубок.
Разнообразие персонажей проходящих перед взором французского сыщика, поражает воображение и соответствует реалиям большого города, где можно встретить людей работающих вместе, но отличающихся возрастом и социальным происхождением. В романе прекрасно показано как в ходе расследования Мегре сталкивается с чувством вражды, жадности, классовых различий и даже паранойи, хотя ее Сименон описывает с оттенком легкой иронии.

@темы: детектив, мегрэ, рецензии (книги), сименон

16:01 

Двухгрошовый кабачок

Роман Двухгрошовый кабачок (La guinguette à deux sous) Жоржа Сименона об очередном расследовании комиссара Мегрэ, сюжет которого разворачивается на живописных берегах Сены, где Сименон впервые побывал в 1928 году и провел здесь порядка шести месяцев, после этого возвращался в полюбившиеся края летом 1930 и 1931 годов. Именно здесь был задуман и написан во время возвращения роман

История начинается с поисков захудалого кабачка, которыми Мегрэ занимается во время своего отпуска. Как обычно неторопливые наблюдения комиссара и непростые герои, а уже тем более непростые отношения, которые распутать истинному знатоку человеческих характеров. История разворачивается на фоне прекрасных пейзажей, которые мелькают у французского писателя лишь мимолетно, словно виды из окна вагона мчащегося на полном ходу.
Как обычно Мегрэ распутывает сложные клубок и добивается признания у истинного виновника.

@темы: роман, мегрэ, сименон, рецензии (книги), детектив

12:56 

Танцовщица Веселой Мельницы

Роман Танцовщица Веселой Мельницы (La danseuse du Gai Moulin) как пишут критики был написан Жоржем Сименоном за рекордные 25 часов. Но содержание романа от этого нисколько не снизилось по сравнению с остальными, впрочем, другие романы Сименон писал почти также быстро, оставляя несколько недель между написанием на создание сюжета и продумывание деталей.

Роман несколько отличается от первых произведений цикла о комиссаре Мегрэ. Подозреваемыми оказываются двое молодых людей, которые планировали совершить ограбление, но оказались под подозрением в убийстве. Инспектор Мегрэ появляется во второй половине романа, когда интрига изложена, и читатель уже в нетерпении стремится распутать клубок.
Детектив был впервые опубликован в ноябре 1931 года.

@темы: детектив, книги, мегрэ, рецензии (книги), сименон

12:50 

Кабачок ньюфаундлендцев

В очередном романе о расследованиях комиссара Мегрэ, действие разворачивается в портовом кафе Кабачок ньюфаундлендцев, где обычно обитаются моряки с проходящих судов и местные рыболовы. Именно среди этой грубой и невоспитанной публики инспектор Мегрэ ищет очередного убийцу. Именно по названию этого кабачка и назван роман.

Убийство произошло на рыболовецком траулере Океан, убит был капитан судна, и в убийстве подозревают молодого радиста с траулера. По просьбе друга Мегрэ проводит частное расследование, чтобы оправдать своего друга. Как обычно внимательное наблюдение и понимание психологии человека, даже скрытого под маской грубости и пьянства, помогают комиссару.
Блестящее и подробное до мелочей описание портового города, словно надоедливый запах рыбы лезет из всех фраз этого романа Жоржа Сименона, который в очередной раз доказывает, что человеческая драма есть первопричина любой трагедии, даже криминального жанра.

@темы: детектив, мегрэ, рецензии (книги), роман, сименон

14:43 

Преступление в Голландии

В романе Преступление в Голландии (Un Crime en Hollande) из цикла расследований комиссара Мегрэ, Жорж Сименон продолжает рассказывать о странном поведении французского детектива и о единообразии человеческой природы, единообразии преодолевающем языковые и национальные барьеры. Преступники остаются преступниками, а пред читателем с неизменным интересом разворачивается человеческая драма.

По сюжету Мегрэ должен ехать на выручку своего соотечественника, профессора Дюкло, которого подозревают в убийстве господина Попинга, у которого профессор гостил во время своих выездных лекций в голландском Университете. Но как и подозревают читатели международный скандал оказывается сугубо семейным делом, в котором способен разобраться только французский сыщик.

@темы: детектив, мегрэ, рецензии (книги), роман, сименон

14:40 

Ночь на перекрестке

Ночь на перекрестке (La Nuit du carrefour) — очередной роман Жоржа Сименона из цикла о расследованиях комиссара Мегрэ. Роман был написан в апреле и опубликован в июне 1931 года. Необычайно яркие образы (человек с черным моноклем, украденные алмазы и другое) сделали роман невероятно популярным среди режиссеров. Роман был экранизирован 6 раз. Первая и самая известная экранизация была сделана французским режиссером Жаном Ренуаром, который в роли Мегрэ снял своего брата Пьера.

Вероятно Сименон пытался поставить в романе эксперимент, поскольку весь роман происходит в движении, а основным лейтмотивом являются автомобили. Расследование начинается с поисков похищенного автомобиля, мимо комиссара постоянно проносятся автомобили, некоторые даже чересчур резво. Почти в каждой главе Сименон дает описание автомобилей грузовых и легковых. Но как всегда Мегрэ остается верным себе и его люди интересуют больше чем машины.

@темы: детектив, мегрэ, роман, сименон

14:20 

Желтый пес

Шестой роман Жоржа Сименона о расследованиях комиссара Мегрэ - Желтый пес, рассказывает о запутанной истории, в которой читатель без помощи комиссара не сможет разобраться. Несколько преступлений, совершенных при весьма загадочных обстоятельствах и масса бесполезных сведений, которые буквально вываливаются на читателя, может систематизировать только Мегрэ.

Для расследования Мегрэ достаточно укрывшись за окнами кафе, долгое время наблюдать за гаванью Кокарно, города где и разворачиваются все события романа. Покуривая трубку и лениво беседуя с завсегдатаями заведения Мегрэ удается разгадать загадку желтого пса и найти виновных.
Очередная человеческая комедия блестяще разворачивается французским писателем и в момент, когда мозг отказывается воспринимать и складывать очередную головоломку, Сименон дает слово своему детективу.

@темы: детектив, мегрэ, роман, сименон

14:16 

Цена головы

Цена головы — пятый детективный роман Жоржа Сименона из цикла расследований комиссара Мегрэ. В отличие от предыдуших романов, где комиссар обычно выполнял роль наблюдателя, и действовал лишь в крайних случаях, здесь Мегрэ не просто активно принимает участие в развитии сюжета, более того он идет наперекор, решению суда, приговорившего Жозефа Эртена к смертной казни, и помогает осужденному на смерть бежать. Комиссар активно вмешивается в действие, поскольку считает, что Эртен не виновен в смерти миссис Хендерсон и ее горничной.

Подобное неожиданное начало, всего лишь описание первой главы романа, остальное действо происходит в привычном темпе и настроении. Сименон легким кивком отдает честь традиционному детективу, вновь разворачивает повествование, в котором показывает, что любое преступление достойно самого тщательного расследование, чтобы не пострадали невинные.

@темы: детективы, мегрэ, рецензии (книги), сименон

14:09 

Висельник из Сен-Фольена

Внимание комиссара Мегрэ привлекает подозрительный человек, который едет в Брюссель. Поскольку сам комиссар направляется туда же в командировку, он решает проследить за ним, но обнаруживает, что подозрительный тип повесился, а после него остался чемодан со старыми вещами запачканными кровью.

Так начинается четвертый роман из цикла о Мегрэ - Висельник из Сен-Фольена (Le Pendu de Saint-Pholien). Роман в котором комиссар в своем расследовании самоубийства, спускается в глубины прошлого, которое скрывает причину событий происходящих в настоящем.
Сименон продолжает свое отстранение от убийства как причины происходящего в детективном романе. Критики пишут, что в основе данного сюжета лежит воспоминания автора, о том как он в молодости участвовал в сборищах анархисткой организации.

@темы: детектив, мегрэ, роман, сименон

13:58 

Покойный господин Галле

Третий роман Покойный господин Галле из цикла о комиссаре Мегрэ был закончен Жоржем Сименоном в конце 1930 и опубликован в начале следующего года. Роман отличается прекрасно сложенным сюжетом, который не оставляет читателя ни на минуту. По-французски название романа буквально звучит так: Господин Галле, который умер (M. Gallet décédé;), что является легкой иронией. Еще большую иронией проникнут сюжет, ведь убийство оказывается не убийством, хотя выглядит на первый взгляд как рядовое убийство и порождает расследование. Именно в этом романе Жорж Сименон впервые показывает, что преступление вторично для изображения человеческой драмы, основной цели Сименона.

Описание персонажей и их психологии, настолько увлекает Сименона, что он почти забывает о прекрасном природном ланшафте, на фоне которого разворачивается трагедия, ланшафте которым автор наслаждался во время своих прогулок на катере, поскольку по отзывам критиков этот и первые два романа о комиссаре Мегрэ были написаны буквально за один месяц и вероятно в одном из месте, которое было подробно описано в предыдущем романе автора Коновод с баржи Провидение.

@темы: сименон

12:43 

Коновод с баржи Провидение

Во время своих речных путешествий Жорж Сименон в 1924 году посетил небольшой городок Дизи, который ему показался воплощением Франции, о чем он поведал в своей статье, вышедшей в 1931 году и подробно описал свои впечатления во втором романе из цикла о комиссаре Мегрэ. Городок располагается в 140 километрах к востоку от Парижа и в нем живет порядка 1800 человек, а из-за своей близости к большему по размерам и численности городу Элерне, Дизи почти влилась в соседний город. В Дизи до сих пор сохранились и замок и канал и шлюзы описанные в романе, правда сегодня они более модернизированы и комьютеризированы.

По-французски роман называется Баржа Провидение, что придает роману некий ореол суровой романтики, но в русском переводе появляется коновод, который впрочем играет не последнюю роль в детективном расследовании комиссара.

@темы: сименон

12:35 

Формула детектива по Эдгару По

Но тут стоит опять обратиться к формуле детектива, которую когда-то вычислил Эдгар По:

1. Гвоздь повествования — раскрытие таинственных обстоятельств, при которых совершено преступление (необязательно убийство).
Сименон. Все так, но убийство, не обязательное у По и Дойла, у него (у Кристи — также) — непременное условие.

2. Разгадкой тайны занят блестящий детектив, сыщик-любитель, обладающий мощной рационалистической логикой. Герою придан друг-рассказчик. В противоположность гениальному сыщику рассказчик — человек обычный, чересчур здравомыслящий, даже не совсем понятливый. В то же время он достаточно образован, чтобы запечатлеть действия гениального сыщика, и активен, чтобы при случае принять участие в его приключениях.
Сименон. Разгадкой тайны занят блестящий полицейский сыщик. Он безусловно мыслит логически, от причины идет к следствию, по крохам собирает сведения, проясняющие личность и жертвы, и преступника; обстоятельства преступления. При этом он обладает феноменальной интуицией и устрашающим умением вживаться в ближних своих. Но теми же качествами владеют Дюпен, Холмс и Пуаро. Правда, иногда Мегрэ догадывается о том, что произошло, а, как мы помним, Холмс утверждал, что стремление угадывать гибельно для логического мышления. Мисс Марпл тоже, как известно, отвергала игру в угадайку. Но, сдается, Сименон просто несколько неточен в выражениях. Ведь догадки Мегрэ — тоже результат великих подвигов наблюдения и сопоставления. Другое дело, всегда ли такое угадывание достаточно умело и логично обосновано автором, он же — рассказчик. Иная тут и сама роль рассказчика. Сименон — не восхищенный комментатор и участник приключений. Он — сторонний наблюдатель, его не видно и не слышно в повествовании (за исключением Записок Мегрэ).

3. Задача — тайна преступления, — как всякая задача, имеет условия решения. Они должны быть честно изложены читателю. Сыщик, приступая к раскрытию тайны, знает столько же, сколько и читатель, и как бы вызывает читателя на состязание.
Сименон. Условия решения вовсе не обязательно выкладывать читателю в полном объеме, и первым это заметил как раз Фейар: Читатель должен располагать всеми данными. Ничего похожего у вас нет. У Сименона сыщик не равен читателю, который за его широкой спиной многого, так сказать, не видит. Иногда его попросту оставляют в неведении. Мегрэ несколько раз заметит, что при убитой Луизе Лабуан (Мегрэ и неизвестная) нашлась лишь одна серебряная туфелька, заинтригует читателя, заставит его размышлять об этом, но потом словно забудет о такой «мелочи» и никак не объяснит отсутствие второй туфли, а это уже нарушение правил честной игры с читателем.

4. Блестящий аналитик, сыщик-любитель, презирает полицию, считая всех полицейских простофилями, умеющими собрать вещественные доказательства, но сделать единственно верный вывод им не дано.
Сименон. В том и суть, что блестящим аналитиком, умеющим и собрать доказательства, и сделать верный вывод, является именно полицейский чиновник. И вот шеф полиции Гишар, знакомя Жоржа Сименона с Мегрэ (Записки Мегрэ), говорит: Наш друг Сим как раз собирается написать серию романов, где полиция выступает в надлежащем виде. Но был ли Сименон первым, кто к этому стремился? Ведь у истоков полицейского романа — видоковские Мемуары, сочинения Поля Феваля, Понсона дю Террайля и Эмиля Габорио, и опять же Александр Дюма-отец внес свою лепту, описав впервые один из самых популярных методов полицейского добывания улик, — но обратимся снова к Виконту де Бражелону:

...Кольбер назначен интендантом государственных финансов. Ему противостоит суперинтендант Фуке, который еще не верит в могущество Кольбера, готовящего ему и его друзьям гибель. Кольбер — очень занятой человек. Даже на свидании с возлюбленной он что-то спешно записывает на листке бумаги. Карандаш у него очень твердый, так что все отпечаталось на следующем листке, а между тем на нем можно было прочесть все, что было написано на первом...
— Где же этот лист? — спросил Фуке, несколько встревоженный.
— Вот он, читайте, — сказала маркиза.
И Фуке прочел, — смертный приговор своим друзьям и опалу себе, — прочел по отпечаткам букв на втором листке, ставшем как бы копией первого. С тех пор этот прием раскрытия секретных сведений прочно поселился в детективном повествовании; он встречается у Дойла, Кристи и во множестве детективных и полицейских романов.

5. Изложение условий задачи происходит обычно в кабинетном обсуждении между сыщиком и другом.
Сименон. Постановка задачи — телефонный звонок, сообщение о происшествии, обычно поднимающий комиссара с постели, а иногда застающий его в служебном кабинете, когда он только-только покончил с расследованием предыдущего преступления и мечтает съесть тарелку лукового супа в ближайшем бистро. Обсуждения, как такового, нет — ведь Мегрэ все таит про себя. И никаких Судебных или других газет, из которых можно вычитать за утренним кофе о свершившемся преступлении, как это бывает у По и Дойла. Но Сименон тут не оригинален. Кристи уже нарушила канон утреннего узнавания.

6. Отправной точкой, как бы стимулирующей расследование, часто бывает несправедливое подозрение или обвинение.
Сименон. Практически сохранено без изменений в большинстве романов, но вот в романе Мегрэ и неизвестная вообще нет такого подозреваемого или подозреваемых, практически вплоть до финала. Иногда Сименон (используя выражение По) проговаривается до финального разрешения тайны, и, например, мэра Грандмэзона почти с первых глав романа начинаешь подозревать в преступных наклонностях (Порт туманов).

7. Разрешение тайны всегда должно удивлять.
Сименон. Конечно, приятно делать сюрпризы читателю, но нельзя не учитывать особенности французского читателя; ему, как правило, важен не только конечный сюрприз, и читает он не только для развлечения, но обязательно ищет в детективе и психологию: размышления и рассуждения о жизни, чувствах и судьбе. А так как по-прежнему отношения между французами и их полицией очень напряжены и в стране существует презумпция виновности, то сам факт, что человека привлекают к суду, бросает на него часто неизбывную тень. Понятно, почему в детективных романах внимание Сименона не столько сосредоточено на композиции и приемах удивления читателя, сколько на выписывании характеров и психологическом их освещении. И Мегрэ как нельзя лучше подходит на роль вдумчивого, неторопливого, наделенного даром интуиции сыщика. Ему ведь так важно не допустить ошибки, не дать арестовать невиновного, узнать не только кто, но почему. И просто удивительно, до чего же Сименон и Чандлер одинаковы в стремлении психологизировать детектив. Сименон, правда, иногда готов даже увлекательность и живость повествования принести в жертву психологии. Чандлер же неукоснительно следит за тем, чтобы читателю ни в коем случае не стало скучно. Однако увлекательность не должна полностью зависеть от раскрытия тайны, но только основываться за ней. Чандлер и Сименон очень внимательны к стилю, который должен будоражить воображение. Вот Филип Марло ожидает аудиенции у будущего клиента, важного дельца, который заставляет его томиться в приемной, где стоит тишина, и Чандлер пишет: ...минуты проходили мимо на цыпочках, прижав пальцы к губам в знак молчания (Женщина в озере). Так он приближает увлекательность к художественности, подобно тому как Сименон часто вторгается в область психологической прозы, почему иногда просто невозможно провести границу между его трудными романами и романами о Мегрэ; и в тех, и в других рассказывается о жизни человека и его поступках, их обусловленности средой, воспитанием, наследственностью, законами общества — одним словом, обстоятельствами, от его воли не зависящими... Почему человек, обычный и даже добрый, любящий семьянин, усердный работник, может внезапно бросить жену и маленькую дочь без всяких средств к существованию, а потом совершить убийство? Причины разные, а результат один: убивают и деклассированный портовый рабочий, и бывший добропорядочный обыватель, и преуспевающий адвокат, и высокопоставленный государственный чиновник-дворянин. И во всех этих причинах и поводах надо разобраться Мегрэ, но прежде всего самому Сименону, автору детектива Мегрэ и одинокий человек и знаменитого психологического романа Грязь на снегу. Но мало того, надо сделать эти причины понятными и обыденному сознанию, и занять, увлечь такое сознание, поднаторевшее в установлении тончайших причинно-следственных связей.

8. Автор умеет применять, так сказать, принцип очевидного-невероятного, то есть представить ситуацию, когда самое таинственное объясняется самой простой причиной.
Сименон. Тоже это прекрасно умеет.

9. Иногда сыщик прибегает к инсценировке преступления, чтобы заставить подозреваемого выдать себя.
Сименон. Мегрэ знает этот способ и владеет им, но прибавляет к нему и специфически полицейские методы дознания, например, допрос в течение двадцати часов при поочередной смене допрашивателей.

10. Конечное объяснение, происходящее в кабинете сыщика и напоминающее лекцию, которую наставник читает не слишком сообразительному ученику.
Сименон. Финальное объяснение не исключено (Подвалы отеля «Мажестик», Старая дама из Байе), но это не кабинетное разъяснение, таким финальным аккордом могут стать признания подозреваемого на допросе (Мегрэ и неизвестная).

@темы: сименон, эдгар по

12:31 

Жена комиссара Мегрэ

Спустя многие годы после детективного дебюта Сименон напишет Записки Мегрэ (1960), и мы узнаем, в частности, как Мегрэ влюбился и женился, причем сцена его знакомства с эльзасской девушкой Луизой неожиданно напоминает встречу Обломова и Ольги Ильинской, ту, за чаем в доме ее тетки, когда Обломов от смущения захватил кучу сухарей, бисквитов и кренделей и Ольга с лукавством наблюдает его неловкие усилия справиться с несметным их количеством. Так вот, с Жюлем Мегрэ и Луизой происходит то же самое: в доме тетки Луизы Мегрэ от смущения безостановочно пожирает птифуры, шокируя общество, а Луиза сочувственно смотрит на него из своего уголка в гостиной. Одним словом, Мегрэ влюбляется, женится и обретает верного друга. Хочется даже сказать Уотсона в юбке, тем более, что и мадам Мегрэ иногда наивным вопросом нет-нет да и натолкнет мужа на какую-нибудь удачную мысль. Но все-таки, если говорить об Уотсоне, то это скорее сам Сименон. Он держится того же мнения. Вот что рассказывает его биограф Фонтон Бреслер. Речь зашла о том, кого из мастеров детектива писатель читал:

Сименон: Рассказы о Шерлоке Холмсе. Я прочел многие из них в молодости. С тех пор не приходилось. А других я не читал, не хотел, чтобы они на меня повлияли.

Бреслер: Вы никогда ничего не читали о другом бельгийце, Эркюле Пуаро?

Сименон: Нет.

Бреслер: Это интересно. Но Шерлок Холмс, которого вы знаете, был сыщиком с совершенно другим методом.

Сименон: Противоположным.

Бреслер: И кроме того, у него был доктор Уотсон. А у вашего Мегрэ доктора Уотсона нет.

Сименон: Нет. Да это и не обязательно. Я сам такой Уотсон.

И он во многом прав: Уотсон из него получился совсем не дойловский. Но вот с Шерлоком Холмсом, хотя тот слишком неэмоционален, а также Огюстом Дюпеном у Мегрэ есть немало общего, и напрасно он категорически декларирует свою независимость от предшественников: Я никогда не делаю умозаключений (Подвалы отеля «Мажестик») или даже: Я никогда не думаю (Трубка Мегрэ).
Думает, рациоцинирует. Этим преимущественно и занимается.

@темы: мегрэ, сименон

Красная жатва

главная